Вечный союз: Hublot сотрудничает с художниками
Журнал Mercury №72
Текст: Алексея Тарханова («Ъ»)
Идея основателя марки Hublot Карла Крокко с самого начала заключалась в сочетании несочетаемого — к примеру, резины и золота. Идея многолетнего президента марки, гениального Жан-Клода Бивера, состояла в том, чтобы создать часы с открытой архитектурой, максимально вариативные, но всегда узнаваемые. Такие, чтобы, меняясь, оставались самими собой. В них все сплавляется вместе в соответствии с концепцией, названной им «фьюжн» — словом, до той поры чаще употреблявшимся в изысканных ресторанах, чем на часовых мануфактурах.
Чем больше всевозможных влияний, чем больше впечатлений, тем разнообразнее часы. Смысл того, что делает Hublot в рамках программы Hublot Loves Art, — это в первую очередь дружеская компания мастеров, которые вполне могли бы собраться где-нибудь за столом в швейцарских горах. Да так они и делают!
Дружба с художниками становится прекрасной возможностью для того, чтобы выпустить модели, которые невозможно повторить. Для художников часы — шанс попробовать себя в совершенно новом масштабе и материале. В итоге модели имеют двойную ценность — и для коллекционеров искусства, и для коллекционеров часов. Если у художника есть верные поклонники, часы, выпущенные с его участием, получат дополнительную, не обязательно часовую аудиторию. И наоборот, часовые коллекционеры с удовольствием покупают лимитированные серии с работами знаменитых мастеров, зная, что они не потеряют в цене.
В разное время с Hublot работали китайский живописец Ю Минжун, французский скульптор Ришар Орлински, бразильский муралист Ромеро Бритто, американский мастер стрит-арта, графический дизайнер и иллюстратор Шепард Фейри, французский художник-сказочник Марк Ферреро, швейцарский дизайнер, мастер татуировок Максим Плесчиа-Буши и многие другие — их привлекали для коротких, насыщенных и очень персональных проектов. Всякий раз благодаря им Hublot выпускала особенные, ни на что не похожие часы.
Беседуя с Жан-Клодом Бивером, я спросил его, как он выбирал художников для сотрудничества. Откуда берутся эти люди, особенные, странные, интересные? Почему не международные звезды?
«Каким бы большим ни было меню в ресторане, я выберу только то, что я люблю, — ответил, смеясь, Бивер. — Конфуций говорил, что только мертвая рыба плывет по течению. Если я себя уважаю, я плыву куда хочу и работаю с теми, с кем хочу. Разве плохо получается?»
Бивер, как и стоящий сейчас во главе компании Hublot Рикардо Гвадалупе, считает, что случайных встреч вообще не бывает и у каждого из художников, попадающих в орбиту марки, есть к этому особые основания.
Скульптор Орлински рассказал мне, что с Жан-Клодом Бивером они познакомились в Куршевеле, где была установлена одна из известнейших скульптур Орлински — вставший на задние лапы белый медведь: «Мы там не отдыхали, мы работали. Он проводил одни мероприятия, я — другие, но мы смогли познакомиться и понять друг друга. Ну а потом мы встретились с генеральным директором марки Рикардо Гвадалупе. И вместе решили, что стиль Hublot и «стиль Орлински» имеют много общего».
Сотрудничество швейцарцев и Орлински, начавшееся с хронографа Classic Fusion Aerofusion Orlinski, продолжается уже не первый год. В январе 2019-го в Женеве во время SIHH марка Hublot показала новые часы, сделанные вместе с французским художником. Главное в них — материал корпуса, красная керамика.
«Hublot — одна из немногих часовых марок, которые продвинулись так далеко в интерпретации часов, — говорит мне Орлински. — Мы создали вместе совершенно новую структуру корпуса. Обычно работа с художником ограничивается циферблатом. А здесь мы сделали объект полностью заново. Я не знаю ни одной часовой марки, которая позволила бы художнику так выразить себя».
Спросите француза Марка Ферреро, что заставило его сделать Big Bang One Click Marc Ferrero с циферблатом с изображением калейдоскопа девичьих лиц. Прекрасных женских часов в корпусе диаметром 39 мм с кольцом циферблата, украшенным красной шпинелью. «Когда меня спрашивают, какие современные идеи позволяют вашей живописи развиваться, я отвечаю: «Фьюжн». Это использование различных графических стилей в одной или в серии работ, подобно тому как режиссер фильма использует специальные эффекты для оживления истории», — говорит Марк Ферреро. Понятно, что он — прирожденный партнер для часовой марки, сделавшей «фьюжн» своим принципом.
В плавильном котле «фьюжн» у Hublot оказывались и вышивка, и народное швейцарское кружево, и ткани костюмов Rubinacci, и обувнaя кожа Berluti, и сигарный лист Arturo Fuente. И конечно, все многообразие художественных стилей и областей искусства, в которых проявляют себя художники. Как, например, Максим Плесчиа-Буши в татуировке.
Создатель Sang Bleu закончил Школу искусств в Лозанне, которая сделала его первоклассным дизайнером. Он увлекся граффити, потом обратился к искусству тату. Уехал в Лондон, где создал салон Sang Bleu, начал издавать одноименный журнал, проектировать одежду. А в 2016 году подружился с маркой Hublot, сделав для нее дизайн первых часов Sang Bleu. Рассказывают, что первая встреча произошла благодаря одному из детей Жан-Клода Бивера, который носит на теле украшение работы Плесчиа-Буши.
В результате в линейке, выпущенной совместно с художником, есть уже несколько моделей, в том числе и новая Hublot Big Bang One Click Sang Bleu Steel Turquoise, созданная специально для российских любительниц стиля Hublot и Плесчиа-Буши.
Для именных «бирюзовых» часов Плесчиа-Буши выбрал особую систему указания времени — без стрелок. В круг циферблата вписано несколько многоугольников, вращающихся с разной скоростью. Самый маленький и быстрый в центре показывает бег секунд. Второй вращается в минутном ритме, а третий обходит цифры с обозначением часов от 1 до 12. Корпус из полированной стали диаметром 39 мм, толщиной 12,55 мм не так велик, как у мужского варианта Big Bang, а кольцо циферблата украшено 48 бриллиантами. Под прозрачной задней крышкой с сапфировым стеклом — мануфактурный механизм-автомат HUB1710. У часов есть система смены ремешка One Click, которая позволяет легко и без всяких инструментов заменить белый каучуковый на белый кожаный или бирюзовый кожаный ремешок.
«Встреча Sang Bleu и Hublot была предопределена, — говорит Плесчиа-Буши. — Каждый из партнеров представляет наивысший технический и творческий уровень, не делая ни малейших компромиссов в эстетическом качестве. Sang Bleu и Hublot следуют принципу «фьюжн», они наводят мосты между материалами, техниками, культурами. Человек, влюбленный в часы, я всегда мечтал о подобном сотрудничестве».