Самые выдающиеся ювелирные коллекции и их владельцы. Часть II
В продолжении — истории тех, кто вкладывал душу не просто в собирание украшений, а в создание наследия, продолжающего восхищать мир спустя десятилетия.
Джон Пирпонт Морган (Дж.П. Морган)
На фото: Джон Пирпонт Морган || сапфир «Звезда Индии» (563,35 к), алмаз «Орел» (110,3 к), россыпь морганитов
Джон Пирпонт Морган известен в первую очередь как блестящий финансист, который стоял за созданием банка J.P. Morgan. Однако мало кто знает, что еще он был страстным коллекционером. Во время своих частых поездок в Европу Морган скупал редкие произведения искусства, старинные книги и драгоценные камни. Свою первую коллекцию камней в количестве 1000 экземпляров он собрал, руководствуясь подсказками известного геммолога Джорджа Фредерика Кунца. При этом их сотрудничество оказалось настолько плодотворным, что вскоре они создали вторую коллекцию — уже из 2176 камней выдающихся характеристик, собранных по всему миру. Но самый неожиданный поворот судьбы произошел, когда Моргану буквально «упала с неба» третья коллекция. Филадельфийский промышленник Кларенс С. Бемент, оказавшись в сложном финансовом положении, предложил ему свою богатейшую подборку — 12 300 минералов всего за 12 000 долларов. Свои «покупки» Джон Пирпонт Морган тщательно заносил в каталоги. Простые копии он нередко рассылал друзьям, свои же — оформлял в дорогие кожаные переплеты, украшенные драгоценными камнями. Теперь коллекции финансиста может увидеть каждый: они выставляются во многих музеях Америки.
Что интересно, имя нью-йоркского финансиста связано еще и с геммологией тем, что в его честь назван розовый минерал — морганит.
Герцогиня Виндзорская
На фото: Портрет миссис Уоллис Симпсон кисти Сесил Уолтер Харди Битон || кольцо с изумрудом (19,77 к) и бриллиантами, браслет Hold Tight с бриллиантами и рубинами
В жизни Уоллис Симпсон было два громких романа. Первый — с Эдуардом VIII, который ради любви к ней отрекся от британского престола, даровав Уоллис лишь титул герцогини Виндзорской. И второй — с драгоценностями. Впрочем, Эдуард не ревновал, а всячески поощрял эту страсть, осыпая возлюбленную ювелирными изделиями и редкими камнями, и даже разрабатывал уникальные украшения вместе с крупнейшими брендами. Большинство из них имело гравировки, понятные только влюбленным. К примеру, на шинке обручального кольца Уоллис с центральным изумрудом весом в 19,77 карата была надпись We are ours now («Теперь мы принадлежим себе»). С обратной стороны широкого браслета, инкрустированного бриллиантами и рубинами, было выгравировано нежное послание Hold Tight («Держи крепко»).
При этом одним из самых узнаваемых украшений Уоллис стала бриллиантовая брошь в виде фламинго с перьями, выполненными из рубинов, сапфиров и изумрудов. Эдвард приобрел ее для своей возлюбленной в 1940 году.
Лилиан Тимкен
На фото: Лилиан Тимкен || брошь с изумрудами, рубинами и бриллиантами и колье в стиле ар-деко с изумрудами, сапфирами и бриллиантами
Лилиан повезло родится в семье промышленника Генри Тимкена — основателя компании Timken Roller Bearing Company (производитель подшипников). Происхождение позволило ей получить блестящее образование, коллекционировать произведения искусства и вести экстравагантный образ жизни, став одной из самых обсуждаемых светских львиц своего времени. На людях она нередко появлялась в драгоценной тиаре, нося ее на манер ободка. Покупала бриллиантовые сотуары, правда не для себя, а для своих пуделей. Пагубную привычку — курение — так и не бросила до последнего дня, а возвела в ранг искусства, заказав браслет, инкрустированный бриллиантами, с шармом в виде действующей зажигалки. А в 20-х на одном из мероприятий появилась не с мужем, Уильямом Р. Тимкеном, а с настоящим гепардом.
Миллисент Роджерс
На фото: Миллисент Роджерс || брошь Boivin в виде морской звезды с аметистами и рубинами, брошь авторства Пола Флата с желтыми бриллиантами (28 к), рубинами (134 к) и сапфирами (39 к), кольцо c изумрудом и рубином
Жизнь внучки магната Standard Oil Генри Хаттлстона Роджерса была короткой и яркой. Вся Америка зачитывалась светской хроникой, где то и дело писали о ее романах: то с Эдуардом VIII, который все же связал себя узами брака с Уоллис Симпсон, то с австрийским аристократом Людвигом фон Зальм-Хоогстратеном, то с наследником итальянского престола — герцогом Аостским. Популярные журналы буквально соревновались за право первыми рассказать о жизни богатой наследницы, помещая ее портрет на обложки. Самым известным из них стала работа фотографа Ричарда Рутледжа: черно-белый снимок, на котором Миллисент предстала в броши в виде морской звезды с рубинами и аметистами марки Boivin.
Надо сказать, Миллисент любила украшения, в особенности в авангардном стиле, отдавая предпочтение как прозрачным бриллиантам, так и бирюзе. Переехав в Нью-Мексико, она стала носить ювелирные изделия по примеру коренных жителей штата, совмещая их с индейскими украшениями. Совместно с ювелиром Полом Флатом она даже создала авангардную для того времени брошь в виде сердца в южноамериканском стиле milagros (защитного амулета). Изделие было полностью украшено рубинами, поверх которых выделялась сапфировая лента с надписью Verbum Caro (означающей «Слово стало плотью»).
Глория Свенсон
На фото: Глория Свенсон || Афиша к фильму «Бульвар Сансет», браслеты из платины с бриллиантами и кварцем
Глория Свенсон — легенда немого кино, чья страсть к драгоценностям стала не менее знаменитой, чем ее роли. В отличие от современных звезд, берущих украшения напрокат, она собирала собственную коллекцию. Ее личная сокровищница пополнялась разными путями: щедрые подарки от поклонников, украшения со съемок (как те самые браслеты из «Бульвара Сансет», которые она оставила, с последним хлопком нумератора), и, конечно, собственные приобретения — ведь в 1920-х она была самой высокооплачиваемой актрисой Голливуда.